КОГОБУ СШ с УИОП пгт Тужа
пгт Тужа, Тужинский район, Кировская область
  • Координационный Совет Юго-Западного образовательного округа

    Автор: Токмянина В.Ю.
    24 января 2023 года в рамках работы образовательного кластера Тужинского района состоялось очередное заседание координационного совета по теме «Программа поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогов. Развитие системы наставничества».
    Координационный Совет Юго-Западного образовательного округа.
    В мероприятии приняли участие А.Ю.Шутылев - куратор Координационного Совета, начальник Юго-Западного образовательного округа,  члены Координационного Совета  опорной  школы и образовательных организаций района.
    Открыла заседание С.Ю.Свинцова, заместитель директора по УР, представив участников заседания  и тематику выступлений.
    В приветственном слове  куратор ОК - Шутылев А.Ю. , отметил важность и актуальность вопроса КС в связи с тем, что 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Он отметил, что педагогическим коллективам необходимо выяснить на каком уровне находится данная работа. Вызывают опасения те факты, что из образовательных организаций уходят не только молодые педагоги, но и педагоги со стажем. Задача нашего КС заключается в том, чтобы сориентировать коллективы ОО на правильную организацию работы по сопровождению молодых педагогов, выработать совместно предложения и  рекомендации администрациям ОО. Второй задачей педагогических коллективов является правильная организация работы по профессиональному ориентированию выпускников школ на педагогические специальности.
    Затем представители образовательных организаций района выступили по теме Координационного Совета. Работа МО может осуществляться на различных уровнях: 1) школьное методическое объединение (ШМО), внутри образовательной организации; 2) районное методическое объединение (РМО); 3) окружное методическое объединение (ОМО).По вопросу организации работы методических объединений поделились опытом работы Воронова Н.В.- руководитель школьного методического объединения; Кузнецова М.С.- руководитель районного методического объединения и Ветлугаева Н.Н.- руководитель окружного методического объединения. Все выступающие отметили, что идеальные условия для реализации наставнической деятельности создаются в методических объединениях. Работа профессиональных сообществ, возглавляемых опытными педагогами – стажистами, проводится систематически по утвержденному плану. В план работы ежегодно включаются актуальные вопросы развития образования. Большое значение в работе МО имеет наставничество, квалифицированная помощь молодым специалистам. Заслуга наставников велика. В МО наставник оказывает помощь в подготовке к аттестации, к участию в профессиональных конкурсах, помогает обобщить итоги своего труда на семинарах, конференциях, публикациях. Наставники учат не только решать поставленные задачи, а также самостоятельно искать пути решения проблем, мотивируют «учеников» на обучение и саморазвитие. Благодаря организации председателем МО различных видов взаимодействия и сотрудничества между членами МО, молодые специалисты включаются во все направления работы РМО, что позволяет раскрыть потенциал молодых коллег, создавать условия для профессионального роста каждого члена МО. Положительные отзывы коллег показывают удовлетворенность деятельностью МО, доказывают правильность выбираемых путей.
    В заключении каждый выступающий отметил важные аспекты работы МО как основы наставничества:
    -Связь специалистов в профессиональных сообществах должна быть непрерывной; 
    -Необходима передача не только специальных знаний, накопленного профессионального опыта, но и традиций, истоков профессии, исторических фактов от наставника к ученику; это и определяет силу профессиональных сообществ, значимость МО, смысл наставничества.
    -В систему своей работы включаю определённый алгоритм планирования мероприятий, чередование активных участников в запланированных мероприятиях, участие разных членов МО в заседаниях РМО, ОМО планирование тем в соответствии с запросами молодых и опытных специалистов,
    -Организация различных форм взаимодействия (семинары практической направленности, мастер-классы, круглые столы, создание творческих групп внутри МО, которые объединяют молодых и опытных, организация взаимопосещения занятий и анализа ведения документации и т.д.) создает необходимые условия для реализации наставничества в структуре МО всех уровней.
    По второму вопросу заслушали опыт работы КОГОБУ СШ с УИОП пгт Тужа, методист Скочилова Т.В. и КОГОБУ СШ с.Ныр, заместитель директора по УР Новикова Ю.В. В ходе выступлений было отмечено, что  наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты. Методические рекомендации для внедрения системы (целевой модели) наставничества разработаны в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 20 августа 2021 г.) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста», а также в рамках реализации паспорта федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». 
    Образовательная организация признается реализующей систему наставничества педагогических работников при наличии документов образовательной организации, утверждающих положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации. 
    Цель системы наставничества – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
    Из выступлений стало понятно, что в образовательных организациях применяются разнообразные формы наставничества: «педагог – педагог»,  «педагог- обучающийся», «руководитель МО – педагог» и другие. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов. Стимулирование реализации системы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную.
    Подводя итоги работы КС, А.Ю. Шутылев отметил положительную работу образовательных организаций района по вопросам КС. Он пояснил, что любая программа наставничества будет считаться завершенной, если будет достигнут планируемый результат. Необходимо четко выявлять проблему, трудность, потребность у наставляемых. Использовать наставников из общественных объединений детей. 
    Координационный Совет рекомендовал использовать положительный опыт работы ОО по развитию системы наставничества всех форм.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie